Сайт посвящен моему увлечению винтажной аудиотехникой и не является рекламой оказания каких-либо услуг по ремонту
При использовании фотографий с этого сайта просьба не нарушать авторские права

Подписывайтесь: сообщество в Viber, канал в Telegram, профиль в Instagram

В благодарность за создание и поддержание этого сайта угостить кофе можно тут:

Donate PayPal: vrcmlaboratory@gmail.com



5 июня 2024 г.

Сколько вешать в НаноВеберах? Или всё об уровнях...

Взято тут 

Эта статья, написанная местами в юмористическом стиле,

на самом деле, является очень серьёзной.
Просто, изучая историю магнитной записи, спустя 50 лет,
иногда тяжело сдержать смех. Но в те годы было не до смеха!


Речь пойдёт о номинальном уровне записи на магнитную ленту, т.е. уровне её остаточной намагниченности. Выбор этого параметра – это компромиссное решение: чрезмерное увеличение уровня записи приводит к росту нелинейных искажений. Слишком низкий уровень записи, приводит к ухудшению отношения сигнал/шум. Но тут нужно также учитывать и возможности конкретных магнитных лент, и спектральный состав записи, и возможности самих головок и т.д. и т.п. Но не будем глубоко лезть в скучную науку.

На сегодняшний день существует три основных стандарта номинального уровня записи на компакт-кассеты:

160 nWb/m – этот стандарт, был предложен родоначальником компакт-кассет Phillips совместно с производителем лент BASF в 1966 году (впоследствии закреплён в стандарте DIN). Ленты в те годы были «никакие», и превышение уровня записи приводило к заметному росту нелинейных искажений. Этот уровень соответствует 0VU на шкале индикатора уровня записи.

200 nWb/m – этот уровень был предложен ассоциацией NAB в США в 1976 году (сейчас закреплён в стандарте ANSI). К нему изначально привязали опорный уровень системы шумопонижения Dolby. Положение этого значка на шкале VU любой кассетной деки всегда соответствует уровню воспроизведению ленты, записанной с уровнем намагниченности 200 nWb/m, измеренный по методике ANSI.

Уровень Dolby

Прогресс не стоял на месте, и к 1980 году появились магнитные ленты новых типов. Даже ранние ленты I типа LN (Low Noise) начали вытесняться лентами с повышенной перегрузочной способностью LH (Low Noise High Output), D (Dynamic), UD (Ultra Dynamic) и т.п. Появились новые материалы для производства сердечников магнитных головок (аморфный кобальт, сендаст и т.п.). Также появились электронные индикаторы уровня записи, которые не запаздывали в отличие от стрелочных, и более точно отображали пиковое значение уровня сигнала. Назрела пора пересмотреть стандарты!

В СССР тоже делали тестовые кассеты…

В 1981 году в Праге представители нескольких фирм (там были Nakamichi, TDK, BASF и др.) собрались весёлой компанией, попили пива и решили поднять уровень записи: «Современные ленты, особенно Metal, имеют более вытянутую петлю гистерезиса намагничивания, давайте записывать «громче», никто под пивко не заметит», а отношение сигнал-шум вырастет (и мы сможем продавать больше новых кассетных дек)! Так родился уровень 250 nWb/m – это стандарт IEC 1981 года (IEC 60094-1:1981), который выше 160 на 3,9 dB (часто округляют до 4 dB).

IEC, Прага, 1981 – это уже 250 nWb/m. Почему бы явно не написать уровень?

Поэтому у некоторых дек, выпущенных после 1981-84 года, отметка 0 dB сместилась вправо по шкале. А, вот уровень Dolby – не менялся, он так и соответствует уровню остаточной намагниченности ленты 200 nWb/m (ANSI), и его изменить нельзя (потому, что Рэй Долби уже умер), иначе система Dolby не верно будет восстанавливать сигнал.

Рэй Долби

Но тут закралась одна ошибочка

Дело в том, что уровень намагниченности ленты «в лоб» измерить невозможно, измеряется она косвенным способом, поэтому существует две методики измерения остаточной намагниченности ленты. В США пользуются одной, а в Европе – другой. (Япония использует методику Европы.)

Тут очень важно заметить, что Dolby – это американцы (помогали им AMPEX). А 160 nWb/m придумали Phillips (в помощниках был BASF) – это европейцы. Две разных школы! В 1981 году в Праге (что очень важно – в Европе!) подняли уровень до 250 nWb/m.

Всё было отлично, Интернета тогда не было, обмен информацией в мире был небольшой… Пока ни выяснилось в том же 1981 году чуть позднее Пражской конференции, что методики измерения в Европе (DIN) и в США (ANSI) дают различие в 0,8 dB! И американский уровень Dolby 200 nWb/m, измеренный в лаборатории BASF, оказался, 218 nWb/m!

При этом, наивные японцы (а они признают европейцев) уже несколько лет как выпускали тестовые кассеты с «уровнем Dolby» 200 nWb/m, но не американскими, а европейскими наноВеберами! Эти кассеты имели уровень на 0,8 dB ниже настоящего уровня Dolby, принятого американцами, т.е. всего лишь 184 nWb/m, измеренного по методике ANSI. Пока существовала Dolby B, то этот уровень укладывался в допуски, и лаборатория Dolby давала одобрение на такие кассеты. Однако с появлением Dolby C требования к точности уровня ужесточили, и Dolby стали «заворачивать» японские тестовые кассеты, как не укладывающиеся в допуски.

Никуда без Nakamichi…

И первой отличилась самая крутая фирма («Мы знаем о магнитной записи всё»! – ударяя себя в грудь кулаком!) Nakamichi! В итоге, Dolby Laboratories у неё отобрали одобрение тестовых кассет с уровнем Dolby, т.к. он не соответствовал ему. Значок Dolby исчез с тестовых кассет DA09005. Им пришлось переписывать свои Service manual'ы (SM) с коррекцией –0,8 dB на уровень в контрольных точках микросхем Dolby. И до своей кончины они продолжали выпускать тестовые кассеты с уровнем «200 nWb/m» без пометки «Dolby Level», потому, что в американских наноВеберах это было 184 nWb/m. И отметке 0 dB на шкале Nakamichi соответствует этот, не относящийся ни к какому стандарту уровень!

200 nWb/m, только европейских! Поэтому нет значка Dolby

Marantz, например, тоже наивно полагала, что уровень Dolby это 200 nWb/m (DIN), т.е. выше 160 nWb/m на 1,9 dB. Нет, ребятки, не правильно вы разметили шкалу – уровень Dolby это 218 nWb/m (DIN), поэтому он на 2,7 dB выше чем 160 nWb/m:

Отметка Dolby расположена на уровне +1,9 дБ, хотя реально она должна быть расположена на уровне +2,7 дБ!

В принципе имея тестовую кассету с любым записанным уровнем 160, Dolby или 250, мы можем пересчитать какой уровень должен быть на линейном выходе при другом уровне. Если принять Dolby Level 200 nWb/m (ANSI) (218 nWb/m (DIN)) за 0 dB, то:
160 nWb/m (DIN) — это –2,7 dB
250 nWb/m (DIN) — это +1,2 dB
Ну а между 160 и 250 nWb/m (DIN), как я уже написал выше, 3,9 dB.

Вот какой уровень записан на этой кассете? Прочитав до этого места вы уже должны уметь дать однозначный ответ! Ну ка! Сколько в наноВеберах?

Итак, уровень 250 nWb/m приняли в 1981 году. Переходили на него постепенно с 1982 по 1988 год. А кто-то отказался переходить на новый уровень, оставшись на 160.

Например, Sony первой перешла на 250 nWb/m уже в 1981 году. А Pioneer и TEAC лишь к концу 80-х. Technics/Panasonic — остался на уровне 160 nWb/m примерно до середины 90-х годов. А некоторые (например, AKAI, Onkyo и др.) изначально приняли за 0 на шкале – уровень Dolby. Ну и Nakamichi так и остались сидеть «не пойми, на каком своём» уровне.

С этими 160, 200, и 250 nWb/m зачастую путаница у самих производителей – диву даёшься! Сами не понимали в те годы что творили. Поэтому, приступая к настройке деки, посмотрите в начале раздела Adjustment, какие тестовые кассеты они рекомендуют использовать:

Не все тестовые кассеты одинаково полезны…
Вот также кассета с ошибочным уровнем от Sony. Кто-то даже заботливо написал +2 dB… Потому, что это не уровень Dolby, а 200 европейских наноВеберов, которые выше 160 на 1,9 dB

Проблема с документацией производителей

Производители, зачастую не указывают в SM, с каким уровнем должна быть тестовая кассета при настройке! Спасает изучение документации на микросхемы Dolby – вот там чётко указано на каком выводе какой уровень должен быть при воспроизведении кассеты с уровнем Dolby. Собственно, ради правильной работы этих микросхем, мы и выставляем этот уровень! Поэтому, лучший вариант, посмотреть какой уровень на каких выводах должен быть на используемых в деке микросхемах Dolby и выставить правильный уровень там. И далее «плясать от этого»:

Самое точное, это выставить правильный уровень непосредственно на микросхемах Dolby в соответствии с их технической документацией

Но дальше всё равно встаёт вопрос, «За какой уровень принял производитель 0 на шкале индикатора»? Тут вам не шахматы – тут думать нужно! 4 варианта! Кто во что горазд!

Достаточно глянуть на индикатор деки, чтобы понять на какой уровень она была настроена. Ориентироваться надо по значку Dolby. Если он справа от 0 dB, то у деки 0 dB = 0VU = 160 nWb/m, старый стандарт. Если значок Dolby слева от 0 dB, то дека настроена по последнему стандарту и 0 dB у неё соответствует 250 nWb/m. Если значок на уровне 0 dB или отсутствует, то дека настроена на 200 nWb/m (ANSI). У Nakamichi 0 dB на индикаторе соответствует 200 nWb/m (DIN) 184 nWb/m (ANSI) но значка Dolby нет…

У Sony можно видеть на индикаторе и 0VU, и Dolby, и 0 dB по новому стандарту:

Честный индикатор!

Будьте внимательны и помните, что уровень Dolby изменить нельзя!

Комментариев нет:

Отправить комментарий